5 российских мультфильмов, которые надо показать детям

5 российских мультфильмов, которые надо показать детям

**1. «Кошки под дождем», режиссер Алексей Демин, 2001**

Началось все со старушки, которая очень любила своих кошек и каждый день ловила для них рыбу. Ее лет тридцать назад повстречали во время поездки в Воронеж классик советского кино Михаил Швейцер и его жена Софья Милькина. Старушка эта им так полюбилась, что по возвращении в Москву Милькина написала про нее смешную песенку, которую в 1985-м Швейцеры исполнили всей семьей и записали на магнитофон.

Тогда же возникла идея сделать из песенки мультфильм (ею даже вроде бы заинтересовался Юрий Норштейн), но как-то не сложилось. Потеряв любимую жену в 1997-м, Швейцер вернулся к мысли о мультфильме по ее песне. Осуществлению замысла помогло знакомство с режиссером-аниматором Алексеем Деминым, который, в свою очередь, так сильно влюбился в эту историю, что взялся за «Кошек под дождем» практически в одиночку, став не только режиссером, но и сценаристом, художником и аниматором. Работа над шестиминутной картиной заняла больше двух лет, но результат того стоил: мультфильм нарисован легкой акварелью, картинка дрожит, словно пленка старого киноаппарата, и как будто дышит: кажется, еще немного, и почувствуешь запах заросшей камышом реки, где на маленьком камне ловит рыбу старушка, а одиннадцать кошек стоят под зонтиками на берегу и не отрываясь смотрят на поплавок.

**Посмотреть:** здесь.

**2. «Рождество», режиссер Михаил Алдашин, 1996**

Как-то режиссер Михаил Алдашин увидел в одной книге средневековый барельф: три короля лежат в одной кровати, а ангел будит их и указывает на огромную, как ромашка, Вифлеемскую звезду. Именно из этой забавной апокрифической сценки, изображавшей королей, ночующих, словно крестьяне, вместе на одних полатях, выросло «Рождество» — один из самых красивых и лиричных российских мультфильмов 1990-х.

Евангельская история нарисована в наивной детской манере и рассказана очень просто, даже простодушно. Вот ангел, принесший Марии благую весть, вытирает о рукав упавшую с дерева грушу и с хрустом откусывает кусок. Вот бородатый здоровяк Иосиф починяет крышу и мастерит табурет, а рыжеволосая Мария, перед тем как купать младенца, пробует локтем воду в лохани — не горяча ли? Евангельский сюжет не просто «одомашнивается», но и превращается в добрую сказку: ангел разнимает дерущихся пастухов, словно двух школьников, а потом начинает что-то рассказывать рыбам, показывая им большую интересную книжку. Все это рассказано без единого слова под Баха и Бетховена — величественная музыка, работающая на контрасте с нарочито бытовым визуальным рядом, придает трогательно-нежной истории дополнительную глубину.

Впрочем, и музыка тоже одомашнивается и становится чуть ли не народной: оказывается, седьмую симфонию Бетховена можно превратить в колыбельную, а можно водить под нее хоровод, что и делают в финале фильма волхвы, пастухи, зайцы и овечки — а Мария прикладывает палец к губам и просит оркестр ангелов играть потише, чтобы не разбудить малыша.

**Посмотреть:** здесь.

**3. Цикл «Колыбельные мира», студия «Метроном Фильм», 2006-2011**

Все началось в 2003-м: на фестивале PIXEL встретились режиссер Елизавета Скворцова, годом раньше закончившая ВГИК, и продюсер Арсен Готлиб, бывший членом жюри. Взявшая Гран-при дипломная работа Скворцовой «Подожди, пожалуй» — наивная и одновременно пронзительная сказка про то, как любовь побеждает смерть, — так понравилась Готлибу, что он предложил молодому режиссеру делать анимационный сериал.

За прошедшие 8 лет проект «Колыбельные мира» оброс дюжиной фестивальных призов, десятком режиссеров (все женщины) и двумя десятками художников. Общими усилиями эта команда сделала уже 60 трехминутных колыбельных, которые являются отличной альтернативой поднадоевшей «Спокойной ночи, малыши» в формате «мультик на ночь»: сегодня ребенок засыпает под чукотские напевы, завтра попадает в Африку, а послезавтра переносится в Японию или Камбоджу. Причем это не просто увлекательно, но и познавательно: все песни исполняются на соответствующих языках, а последние серии снабжены еще и заставками, которые весело и доступно рассказывают о культурах разных народов.

Среди лучших — немецкая колыбельная, в которой мама — Марлен Дитрих поет свою знаменитую «Sch, kleines Baby, wein nicht mehr» и достает для дочки с неба солнце и луну; португальская, где под душещипательную фаду дочь рыбака мечтает о бесстрашном капитане, и печально-сентиментальная колыбельная на идиш: маленький мальчик мечтает стать птицей, большая еврейская мама боится, что он замерзнет, и под грузом шапки, шарфа, пальто и галош мальчик-птичка падает на пол, а выбравшись из-под вороха одежды большим мальчиком, укачивает на руках свою маленькую маму.

**Посмотреть:** здесь.

**4. «Старик и море», режиссер Александр Петров, 1999**

Сделанный в Монреале и на канадские деньги «Старик и море» — единственный мультипликационный фильм русского режиссера, завоевавший «Оскар» (до этого у Петрова уже было две номинации, за «Корову» и «Русалку», а в 2008-м добавилась еще одна за «Мою любовь»). Тридцать месяцев бескомпромиссного упорного труда, уникальная техника (кадры рисуются кистями и пальцами на стекле, а стекла потом закрепляются в несколько слоев на специальном станке), фантастические цвета, которые приводят детей в полный восторг, наконец, недюжинный талант художника — все это сделало петровскую оду человеческому мужеству соответствующей хемингуэевскому оригиналу.

Эта картина, снятая к столетнему юбилею знаменитого бородача и ставшая первым в мире мультфильмом, показанным в широкоэкранном формате IMAX, — уже даже не анимация, а живопись в новом смысле слова. Синее море, сильная рыба, упорный старик, списанный Петровым со своего тестя, — все они в этом шедевре не как живые, а просто живые.

**Посмотреть:** здесь.

**5. «Рыбка», режиссер Сергей Рябов, 2007**

Прежде чем поступить на художественный факультет ВГИКа в мастерскую Сергея Алимова (художника-постановщика «Каникул Бонифация»), Сергей Рябов учился на ювелира. Что заметно по тонко сделанной «Рыбке», которую Сергей нарисовал и поставил сам. Своим изобразительным рядом этот мультфильм напоминает иллюстрации из книжек издательства «Малыш», а сюжетом — «Варежку» Романа Качанова: девочка хотела спасти от рыбака сверкающую рыбку, но, проиграв миру взрослых, нарисовала, вырезала и оживила свою — и увидела небо в алмазах.

Трогательная и общечеловеческая история о том, что любовь побеждает смерть, завоевала почти два десятка призов на самых разных фестивалях — от православных до японских, английских и боливийских. Хороши в этом фильме и «вставные новеллы» — комедийная о коте, мешающем детям строить снежную крепость, и психоделическая о девочкином сне, в котором тот самый, не пожалевший рыбку рыбак становится воплощением безостановочно растущего мирового зла. А за кадром — акварельная музыка Равеля, Чайковского и Брамса.

**Посмотреть:** здесь.

_Роман Королев, Forbes.ru_

  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •