Гимн юности, красоте и Неаполю в фильме Соррентино. Костюмы от креативного директора Saint Laurent

Гимн юности, красоте и Неаполю в фильме Соррентино. Костюмы от креативного директора Saint Laurent

Паоло Соррентино, после триумфа «Великой красоты» и «Юности», снова погружает нас в свои глубокие размышления, но теперь на родной неаполитанской земле. Его картины всегда ждут с особым трепетом – не только фанаты итальянского кино, но и все, кто ценит барочную роскошь кадров, поэзию в каждом диалоге и символы, что черпают из Феллини с Антониони. Стиль режиссера – это нечто уникальное, укорененное в европейских традициях, и оно принесло ему славу по всему миру. А вот свежая работа вышла совсем другой, неожиданной и завораживающей.

Легенда Неаполя становится сердцем истории – сирена Партенопа, чье имя эхом отзывается в мифах. По преданию, она влюбилась в кентавра Везувия, разожгла ревность Зевса, а тот обратил возлюбленного в вулкан. Сирена бросилась в море, тело вынесло на берег, и так родился Неаполь – вечный союз с любимым. Соррентино берет эту сказку за основу и творит свое волшебство.

Действие разворачивается между Капри и Неаполем: героиня рождается на острове, где морской бриз ласкает кожу, как в мифе о Венере. Партенопа – воплощение красоты, что пленит с первого взгляда. Еще подростком она заставляет мужчин замирать, но отмахивается от ухаживаний, погружаясь в книги Леви-Стросса и антропологию. Жизнь учит ее сама, раскрывая тайны куда глубже теорий.

Соррентино меняет привычный ракурс: вместо потерянных итальянцев средних лет – женщина, чья судьба тянется через десятилетия. Красота и желание сплетаются в один клубок. Чувственные сцены дразнят, но режиссер играет с нами: где ждешь смелости, там – намек на вуайеризм. Партенопа хитрее – она использует поклонников, чтобы добыть знания. Американский писатель в исполнении блестящего Гэри Олдмана учит ценить молодость; профессор Маротта показывает, что не на все есть ответы; епископ, метящий в папы, будит спящую страсть.

Каждая картина Соррентино – как стихи, где меланхолия в словах, а магия в кадрах. Здесь барокко упрощено до сказочной симметрии, символов и прибрежного блаженства. Нет римского блеска, но есть Неаполь с его изнанкой: 1970-е, когда юг отставал от севера, общество раскололось. Режиссер показывает трансформацию героини – настоящее взросление в хаосе родного города. Это еще и нежное признание в любви к Неаполю, с его изъянами, но вечным очарованием.

Фильм дышит Италией: дым сигарет, вино, загар на коже. Партенопа рождается в 1950-м, и мы скользим по XX веку взглядом за ее плечом. Ностальгия в консервативных нравах, в идеальных костюмах, что шьет эпоху. За ними – Энтони Ваккарелло, креативный директор Saint Laurent. Партенопа – пир для чувств, сокровищница идей и эмоций.

google news