В педагогике и психологии выделяют 9 типов родительского поведения. Некоторые родители могут вести себя как животные или как машины. Рассказываем, чем родитель — вертолет отличается от родителя-газоноксилки, а родитель-дельфин от родителя-тигра.
Слон
Термин « родитель -слон» относится к родителю, который очень заботлив, опекает своего ребенка и склонен сосредотачиваться на его эмоциях, а не на его академических или спортивных успехах.
Родители-слоны спокойно относятся к неблестящим оценкам или неусидчивости на тренировках. Вместо этого они ценят эмоциональную безопасность и связь. Это родительство, основанное на привязанности, для таких родителей также очень важна физическая близость с ребенком.
Тигр
Родитель — тигр проявляет суровую любовь, строг и требователен, следит за тем, чтобы учеба и внеклассные школьные мероприятия были приоритетом.
Родитель-тигр ставит перед своим ребенком чрезвычайно высокие цели в учебе и неустанно подталкивает его к достижению этих целей. Как только каждая цель достигнута, сразу же ставится следующая, так что родительские требования беспрерывны.
Вертолет
В конце 1980-х годов термин «родитель-вертолет» стал использоваться для обозначения родителя, который чрезмерно вовлечен в жизнь своего ребенка, особенно в том, что касается его или ее успехов в школе, спорте или на работе (даже после того, как ребенок стал взрослым). Такой родитель как бы неустанно парит над своим ребенком и присматривает за ним.
Родитель-вертолет не просто кружит над ребенком, но и моментально спикирует вниз, чтобы устранить любые неприятности, с которыми может столкнуться ребенок: от плохой оценки до слишком большого объема работы в офисе.
Газонокосилка
Термин «родитель -газонокосильщик» основан на представлении о том, что родитель занимается тем, что «выкашивает» четкий, ухоженный путь к успеху, свободный от препятствий и сорняков невзгод и борьбы.
В жизни любого родителя были моменты, когда он становился родителем-газонокосилкой. Это естественная тенденция — хотеть помочь детям.
Но в целом эксперты сходятся во мнении, что лучше всего дать траве расти и позволить ребенку время от времени заблудиться и спотыкаться.
Снегоуборочная машина
Родитель-снегоочиститель часто действует более агрессивно, чем родитель, использующий газонокосилку, расчищая (в конце концов, расчистка снега требует больше усилий) дорогу своего ребенка к академическим или спортивным успехам. Цель та же — чтобы его ребенок не сталкивался с препятствиями, которые могли бы вызвать у него или нее эмоции неудачи, разочарования или унижения.
Вот несколько признаков того, что вы родитель-снегоочиститель. Если вы когда-либо пытались перевести своего ребенка в другой класс, чтобы он был с друзьями. Если вы предлагали поощрения тренеру, чтобы помочь вашему ребенку попасть в команду. Если вы помогаете своему ребенку с каждым домашним заданием и проектом. Если вы пытаетесь изменить оценку вашего ребенка, особенно в колледже.
Пока «родители-вертолеты» парят, родители-снегоочистители устраняют препятствия. Средний родитель-снегоочиститель может не совершать мошенничества или взяточничества, но использует влияние другими способами, выполняя домашнее задание за ребенка, умоляя учителей улучшить плохую оценку ребенка или настаивая на незаслуженном приеме в почетное общество (более сильная команда или класс).
Бульдозер
Родитель-бульдозер чаще всего представляется как машина, которая убирает вещи, но «устрашающее» значение бульдозера может быть применимо в некоторых случаях воспитания детей-бульдозеров. Родитель-бульдозер убирает с пути своего ребенка любые препятствия, которые могут привести к разочарованию или неудаче, и выравнивает ровную дорогу для его жизненного пути, особенно в учебе.
Такой родитель предпочтет нанимать репетитора своему ребенку, который прогуливает занятия и не делает домашние задания — вместо того, чтобы заставить его посещать школу и делать уроки.
Родитель-бульдозер — более грессивная форма того, что назвается «вертолетным управлением».
Дельфин
Педагог Шими Канг использует термин «родитель-дельфин» в своей книге «Путь дельфина: руководство для родителей по воспитанию здоровых, счастливых и мотивированных детей без превращения в тигра».
Она объясняет этот термин так: родители-дельфины… по своей природе авторитетны. Как и тело дельфина, они тверды, но гибки. Родители-дельфины имеют правила и ожидания, но также ценят креативность и независимость. Они сотрудничают и используют руководство и ролевое моделирование для воспитания своих детей.
Медуза
Шимми Канг также обсуждает концепцию родителя -медузы . «У этих родителей, — пишет она в книге «Воспитание» , — мало правил и ожиданий, они «уступают», чтобы избежать конфронтации, им не хватает авторитета, и они, как правило, позволяют детям злоупотреблять вседозволенностью».
Порой «медузам» не хватает твердости и они могут проявлять бесхребетность.
В то же время медуза — родитель, который верит в формирование у детей чувства устойчивости при предоставлении им максимальной свободы: это родитель, который не боится отпустить детей самостоятельно дойти до дома соседа, воспользоваться туалетом в магазине или ресторане и даже отпустить их играть на улице часами, не присматривая за каждым их шагом.
Он не делают драму, когда дети падают с деревьев или с велосипедов, царапают колени и локти — по их мнению, дети должны падать, тут же вставать и получать жизненный урок в процессе.
Керлинг
В странах, где этот вид спорта популярен, используется термин «родитель-керлинг». Как и уборщик в этом виде спорта, родитель-керлинг прилагает усилия, чтобы устранить все препятствия, с которыми может столкнуться его ребенок по мере взросления.
Придумал этот термин датский психолог Бент Хоугаард. Речь идет о виде спорта керлинг, в который играют на льду, в котором игроки неистово подметают лед, чтобы убрать любые препятствия на пути тяжелого камня, скользящего к цели. Современные родители аналогичным образом устраняют все препятствия для своих детей, лишая их важного понимания того, что трудности и опасности являются естественными частями жизни. Это рассуждение, похоже, нашло поддержку среди многих шведов, которые признали себя любящими родителями, чья чрезмерная опека сделала своих детей неподготовленными к жизненным испытаниям.