В интервью на радио Baltkom латвийский журналист Андрей Шаврей рассказал о герое своей книги «Рига и три ее Миши» — Михаиле Тале
Что касается восьмого чемпиона мира по шахматам Михаила Таля, этот раздел книги основан на душераздирающем интервью с его дочерью Жанной, рассказавшей о последних годах жизни Таля. Это самое больное место в этой книге. Это человек, который в 55 лет выглядел на все 90, там такие болезни были.
Я могу рассказать один момент. Жанна вспоминала, что Таль за три года до смерти вернулся из Первой городской больницы, после болезни желудка, у него там чуть ли не биопсия была.
Приехали домой на улицу Горького, ныне Валдемара, Жанна с мамой пошли на рынок, продукты покупать, возвращается — все в крови, и он, Таль, лежит без сознания, швы разорвались и ситуация критическая.
Когда они вызвали скорую помощь, пока эта скорая ехала с Первой городской больницы, эти два квартала их до дома бежал врач, и он его спас, капельница там и так далее.
Я, когда прохожу этот отрезок дороги в Риге, я это всегда называю Дорога жизни и смерти, вот такие детали.
Так уж получилось, что книга была написана быстро, за три месяца, хотя материал для этой книги я собирал на протяжении 25 лет. И когда я сообщил на Фейсбуке, что будет книга, я шел по улице и встретил известного латвийского продюсера Виктора Шварца (мне 50 лет, он меня на год моложе), а он так улыбается: слышал ты книгу написал?
Я говорю: да.
Он: ну, присаживайся, расскажу кое-что.
И оказывается, что он чуть ли не каждый день, несмотря на то, что он моложе меня, в детстве видел Михаила Таля. Очень просто, вот так все рядом.
Потому что Витин отец — доктор физико-математических наук, основатель направления физики твёрдого тела в Латвийской ССР Курт Шварц был директором института при атомном реакторе в Саласпилсе, он еще жив, правда с 1992 года принял предложение Гейдельбергского университета, и теперь живет в Германии. И, естественно, Витя Шварц жил на улице Сколас, на которой, кстати, родился Барышников.
Так вот, Шварцы дружили с семьей Таля и чуть не каждый день ходили к нему в гости и очень часто они засиживались до пяти утра и поэтому Витя там просто оставался ночевать. И он такие истории рассказал, мало того, что истории — он и фотографии предоставил. В книге действительно много уникальных фотографий.