14 мая известной латвийской команде брейк-дансеров GANG BREAKERS CREW исполнилось 25 лет. О судьбе группы и современной уличной культуры в эфире радио Baltkom рассказал ее создатель, Вадим «Крыс» Мейкшанс.
Крыс считается одним из основателей движения уличного искусства и хип-хоп культуры, в том числе и граффити, в Совестком Союзе и Латвиию с 1985 года. Мейкшанс состоял в брейк-данс движении первой волны ещё в 80-х, являлся участником легендарной брейк-данс группы — «120/80». Команда GANG BREAKERS в свое время оказала большое влияние на уличных танцоров и занимала призовые места на различных фестивалях по всему миру.
«Главная концепция уличной культуры – это быть сводным, самовыражаться и дарить людям свой талант, свое чувство юмора, свое умение. Это самой важный посыл нашей культуры, которой исполняется уже 30 лет, а моей команде 25», – пояснил артист главную идею своего творчества.
Мейкшанс отметил, что уличная культура в СССР сильно отличалась от западной. По его словам, это можно объяснить отличиями жизненной философии и самой ментальности людей.
«Наша зарождающаяся уличная культура в корне отличалась от западной. Когда западные герои и журналисты прорывались к нам и пытались записать, как у нас все заражалось, они говорили: «У вас так интересно! Ни в какой стране мира такого не было!». В мире это происходило по классическому сценарию, а у нас это целая огромная история. Что такое уличная культура? Это то, что происходит в умах, в людях. Это и выплескивается на наши стены, в наше окружение людей», – предположил Крыс.
Сегодня, по его словам, люди изменились – вслед за ними изменилась и уличная культура. Мейкшанс подчеркнул, что на это виляет отказ от своей национальной идентичности: люди все чаще следуют тенденциям и трендам, идущим с Запада и меньше уделяют внимания своему собственному культурному коду и происхождению.
«Изменилась философия, изменилась подача. Главное – изменились люди, мышление. Это интернет-зависимость, это огромный шквал информации, который идет извне. Не от нас, не от нашей самоидентичности, предков, культуры. Вырождается самовыражение нашей этнической Латвии, Эстонии, Литвы, России, Беларуси, Украины, всех наших братьев ближайших. Это самое главное сейчас. Проблема происходит в любой культуре, не только уличной. Задача нас, как старых ветеранов, передавать информацию молодежи, говорить, как было, но при этом заниматься не только ностальгией и воспоминаниями, а давать им направление, куда двигаться», – сказал он.