Елена Бомбина: три Арины Родионовны и спасательный круг Михаила Задорнова

«Для меня было важно показать, что Задорнов  был не просто сатириком, но в гораздо большей степени — лириком и романтиком.  Потому что только лирик и романтик мечтает изменить этот безумный мир и улучшить его.  Главным девизом его творчества была фраза: «Когда смешно, тогда не страшно«.  Он высмеивал абсурд и глупость. Поэтому, как признаются многие его читатели и поклонники,  в том числе и совсем юные, — Задорнова так не хватает сегодня, когда  мы достигли апогея абсурда и есть такое ощущение, что сон разума накрыл всю планету. С помощью смеха он  нас выводил из зоны страха», – сказала в эфире радио Baltkom  Елена Бомбина, жена писателя и автор книги личных воспоминаний о нем.

Книга  «Другой Задорнов». Воспоминания жены писателя» только что вышла в издательстве «Вече».  Елена работала над ней год, с начала вынужденного карантина.

«Когда-то Михаил сказала нам с дочкой: «Помните, что в каких бы сложных ситуациях вы ни оказались, есть спасательный круг. И это творчество».  Я вспомнила этот совет, пересмотрела его фотографии, перечитала дневники. Издательство «Вече» откликнулось на мою идею, и вот через год книга издана. И надеюсь, она найдет своего читателя.

Для меня было важно показать Задорнова не таким, каким его запомнило большинство – непримиримым жестким сатириком,  а таким, каким он был вне сцены. Поделиться историями о путешествиях,  теплыми забавными сюжетами, которые случались на гастролях, воспоминаниями о его друзьях, учениках, коллегах».

Быть женой сатирика

Как отметил в предисловии к книге Максим Галкин: «Книга не могла не получиться, потому что Лениной рукой водила память безграничной любви». А актриса Ирина Безрукова, большой друг семьи Задорновых, сравнила эту книгу с волшебным калейдоскопом, в котором, как в детстве, цветные паззлы собираются в яркую картинку.

Как призналась сама Елена, она прошла долгий путь «от музы лирика до жены сатирика». Вместе они были 33 года.  Елена улыбается: «Быть женой сатирика — это прогулка по минному полю, причем без права на ошибку.  Все время рискуешь стать объектом этой самой сатиры. Поэтому приходилось соответствовать. Меня это держало в тонусе, дисциплинировало и заставляло развиваться».

Первая ее встреча с Задорновым, заочная, случилась в 13 лет. Она вырезала и собирала понравившиеся рассказы молодого автора из журнала «Юность», где Задорнов тогда  руководил разделом «Зеленый портфель». Когда через  7 лет, они познакомились на одном из концертов, сатирик, конечно, не сразу поверил, что эта подборка бережно хранится Еленой. Причем, в зеленом портфеле… Об этой истории подробно рассказывается в книге.

Папина дочь

«Примерно такая же пропорция лирического и сатирического, как у Михаила, проявилась в нашей дочери.  Сатирическое отношение к жизни, возможно, помешало ей стать актрисой.  Она училась в ГИТИСе. Однажды пришла со словами: «Папа, ну не могу я изображать дерево, в котором бродят весенние соки…». И дочка ушла оттуда. А в творчестве она — лирик. Со школьных лет писала стихи, потом рисовала картины.  Лена — абсолютно папина дочь. Уже в подростковом возрасте она отвечала ему в его же тональности и стиле, и он понял, что с самим собой ругаться бесполезно».

В книге с юмором рассказывается о том,  что дочка зауважала папу в раннем детстве, когда увидела что он делает стойку на руках и садится на шпагат. «Более того, она считала это необходимым  условием популярнсости. И легко все это освоила, — уточняет Елена. —  Михаил научил ее делать стойку, сидеть на шпагате. Но только в школьные годы она поняла, что быть писателем — большой тяжелый труд».

Три Арины Родионовны

У Михаила был период увлечения сказками.  Он начал их расшифровывать. И когда очередь дошла до сказок Пушкина, этот волшебный язык, которому великого поэта научила его няня, настолько очаровал Задорнова,  а сама она стала настолько близкой, что он решил поставить памятник Арине Родионовне на ее родине.  Но на одном памятнике он не остановился. В итоге появились три памятника в разных местах.

Когда однажды Максим Галкин иронично поинтересовался: «А зачем три?», Михаил ответил: «Я готов укутать Аринами Родионовнами всю Россию».

В книге есть такой сюжет. Однажды у писателя были гастроли в Санкт-Петербурге, и он решил показать дочке памятник в Гатчине, рядом с домиком Арины Родионовны. «Когда мы туда приехали, сотрудники дома-музея растерялись от неожиданности, — вспоминает Елена. — «Как жалко, — сказали они, — что мы вместе с вами не можем выпить за пушкинскую няню, вспомнить знаменитое: «Где же кружка? Сердцу будет веселей…» Но сатирика трудно застать врасплох. «А почему бы и нет?» — сказал он. И моментально организовал бутылку водки, нашлись и закуска, и кружки. И вот именно в тот  момент, когда непьющий (!) Задорнов разливал по «гдежекружкам» водку,  в музей зашли посетители. Увидев материализовавшегося сатирика «на разливе», они испытали культурный шок.

 

Кто первый за рассветом

Вторая часть книги посвящена путешествиям. Именно в поездках по планете в Задорнове  особенно ярко проявлялся романтик. Он любил всю планету. В книге опубликовано много фотографий из личного архива Елены — от острова Пасхи до Сахалина и Курил.

«Я занималась фотографией. Михаил очень поощрял мое «собирание рассветов»  по всему миру. Их было много. Но, наверное, самый радостный рассвет мы встретили на Курилах, на острове Кунашир. Принято считать, что Япония – страна восходящего солнца. Так вот для жителей Курил это совсем не так. Это они первыми, раньше японцев, встречают рассвет».

Полностью программу с Еленой Бомбиной можно послушать здесь.

Беседовали Ольга Авдевич и Рита Трошкина.

Книгу Елены Бомбиной «Другой Задорнов» можно найти в сети книжных магазинов «Polaris«.

 

  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  

В мире

Латвия

ЧП

Бизнес

Культура

Mixer

Зеленая Лампа

Спорт