Теолог: превращение Собора Святой Софии в мечеть – не единственный случай перехода храма в другую традицию

Теолог: превращение Собора Святой Софии в мечеть – не единственный случай перехода храма в другую традицию
Scanpix/AFP

Превращение Собора Святой Софии в мечеть – нормальное явление, которое наблюдалось на протяжении всей истории. Такое мнение в эфире радио Baltkom высказал научный ассистент факультета теологии Латвийского университета Никита Андреев.

По его словам, уже через несколько десятилетий весь мир будет воспринимать Собор Святой Софии не как православный христианский собор, а как мечеть.

«Это вопрос на такую популярную гуманитарную тему, как культурная память. Чаще всего это касается текстов, но такие памятники, как Айя-София – невероятно огромный собор 6-го века, который до сих пор существует – это, скажем так, суперпамятник. Это то, что видит весь мир, не только жители Стамбула. По сути, теперь, когда это место стало мечетью, пройдет 30-40 лет, и люди будут воспринимать его как мечеть. Да, они будут помнить – когда-то что-то там было, но для них это всегда будет мечетью», — сказал Андреев.

Он подчеркнул, что превращение собора Святой Софии в мечеть является далеко не единственным случаем перехода храма из одной традиции в другую.

«Это далеко не единственный случай в мире, когда какое-то религиозное здание передавалось кому-то. Например, пантеон в Риме. Когда-то он был языческим храмом, который спокойно себе конвертировался в христианскую церковь», — рассказал теолог.

Напомним, 10 июля Госсовет Турции принял решение о лишении Собора Святой Софии статуса музея. Через несколько часов после решения суда президент Турции Эрдоган опубликовал указ, согласно которому собор будет открыт для проведения в нем мусульманских богослужений.

Собор Святой Софии на протяжении десятилетий являлся не только символом Стамбула, но и самой популярной туристической достопримечательностью Турции, а также частью Всемирного наследия ЮНЕСКО. Храм ежегодно привлекал миллионы туристов. Вместе с тем собор Святой Софии всегда оставался не только архитектурным шедевром, но и политическим символом.

  •  
  •  
  •  
  •  
  •