Почти полгода каждую среду на радио Baltkom выходит программа «Выбор». В прямом эфире гости рассказывают свои истории выздоровления от алкогольной, наркотической и игровой зависимостей, давая понять, что стать свободным от недуга можно даже в самых безвыходных случаях. Исповедь гостей все больше открывает мне глаза на эти проблемы. Откровенный рассказ каждого выздоравливающего – зеркало, в котором можно увидеть в том числе и самого себя.
Я убеждена, что сытый разумеет голодного только если сам будет недоедать. Поэтому запуская программу, я боялась, что не смогу по-настоящему понять зависимых. Но исповеди гостей влюбляют и понимание приходит вместе с любовью к их подвигу преодоления.
Выздоравливающие алкоголики веселые и в большинстве своем жизнерадостные люди. Это не значит, что истории их зависимостей не драматичны, но кажется, что видеть привлекательность трезвой жизни у них охотно получается. Они доброжелательно и верно несут весть о своем выздоровлении, помогая другим справиться с коварной алкогольной зависимостью.
Гостем программы стал выздоравливающий алкоголик Артур. Герой злоупотреблял спиртными напитками на протяжении 28 лет. Свою зависимость он сравнивает с лифтом, который постепенно опускается вниз: на каждом этаже Артур терял близких и родных ему людей. В интервью зависимый вспоминает о том, как жизнь с алкоголем стала для него невыносимой.
«Окружающие: семья, друзья, коллеги по работе ставят на тебе крест. Они считают, что ты безнадежен, но совесть – она есть и она работает. Это очень больно, это морально невыносимо – это дает импульс к выздоровлению. У меня гипертрофированное чувство саможалости, оно было огромное как Вселенная. Сегодня мне приходится заново знакомиться со своей семьей», — рассказывает он.
Выздоравливающая от алкоголизма Надежда не пьет уже более 5 лет. Ее детство, по рассказам самой героини, было тяжелым: смерть отца, насилие со стороны взрослых. В интервью она вспоминает, как осознала свою зависимость от алкоголя и нашла силы справиться.
«Самая большая трудность для выздоравливающего алкоголика увидеть, что в твоей жизни есть что-то классное. Сегодня мне удается это. Раньше, когда я встречала трезвых людей, мне казалось, что их жизнь очень скучная. Сегодня я знаю, какие резвые люди классные и интересные. Я поменяла свое окружение полностью, остались несколько друзей детства. Ничего общего у меня нет с теми людьми, с которыми я раньше выпивала», — отмечает она.
Алкоголик Денис, который не пьет уже более 3-х лет рассказал о том, как проходит свой путь борьбы с зависимостью. По его словам, алкоголизм – коварная, прогрессирующая и смертельная болезнь, но этот недуг можно победить и обрести свободу.
«Пока я сам для себя этого не захотел – никто мне не мог помочь. Я кодировался. Меня и к бабкам отсылали. И все это я делала для мамы, для работодателя, для жены, но никогда для себя. Закодированный – это как солдат, который в армии ждет дембеля. Этот пример попадание в яблочко. Я просто ждал, когда закончится срок моей кодировки», — вспоминает мужчина.
Выздоравливающие наркоманы – дерзкие и предприимчивые люди. Процесс выздоровления от тяги к сильнодействующим химическим веществам дается им непросто. Один из наркоманов рассказал мне, что ему до сих пор сложно чувствовать радость жизни без употребления. Сравнивая вкус торта с опиатами, он едва ли он может отдать предпочтение первому. Конечно, пример условный, а отпечаток от зависимости гораздо шире. Однако, общаясь с ними, интуитивно не чувствуешь отчаяния и безысходности.
«На первых этапах употребления я думал о том, что принимаю наркотики для того, чтобы испытывать удовольствие, но это был обман, я начал употреблять для того, чтобы перестать испытывать не удовольствие. Я за всю жизнь не встречал ни одного человека, который употреблял бы наркотики и говорил бы, что это классно», — говорит наркоман.
Герой фильма «Через Иглу», выздоравливающий наркоман Эдис Витолиньш впервые попробовал наркотики в 14 лет, а после смерти матери окончательно потерял контроль над своей зависимостью. Эдис переживал передозировки и ломки. Он признается, что когда его откачивали после превышенной дозы химических веществ, у него был только один вопрос – зачем? В интервью он рассказал о молчаливом горе наркомана и эмоциях, которые могут быть сильнее героина.
«Я счастливый человек, потому что даже самый худший день банкрота в трезвости, не сравнится с лучшим днем зависимого наркомана. Я просыпаюсь и понимаю, что утром мне не нужно куда-то бежать, мутить и употреблять. У меня есть подруга, собака, работа. Я наслаждаюсь этим», — рассказывает он.
На мой субъективный взгляд, игромания наиболее психологически удушающая зависимость. Выздоравливающие игроки иронизируют над собой в прошлом, философски рассуждают о настоящем, но в их глазах прослеживается бездонная грусть и отрешенность будущего. Однажды, выздоравливающий игроман сказал мне, что зависимость – это обезболивающее, лекарство от болезни, а болезнь – сама его жизнь.
«Я ходил в игровой зал и покупал это чувство счастья. Ощущение выигрыша – это близко к счастью и радости, я покупал это за деньги. Вопрос в долгосрочности этого счастья. Еще в игровом зале я могу купить чувство проигрыша, чувства пустоты после. Игровой зал – это тренировочный лагерь, где я учился жить с чувством потери», — вспоминает игроман.
Эти люди сделали свой ежедневный Выбор быть трезвыми. Путь каждого уникален и велик.
Каждую среду, в 15.00, на радио Baltkom.
Автор: Анна Смирнова
Фото: Pixabay