Конституционный суд аргументировал свое решение о языке обучения в частных школах Латвии тем, что за счет языковой реформы обеспечивается защита демократии и значительной части жителей страны. Об этом в эфире радио Baltkom рассказал податель иска о несоответствии языковой реформы в частных школах Конституции, докторант права Тенгиз Джибути.
Ранее Конституционный суд постановил, что ограничения преподавания на языках нацменьшинств в частных школах соответствуют Конституции и международным обязательствам Латвии.
«Хотелось бы поблагодарить Конституционный суд — хотя бы за честность и откровенность. Во время апрельского решения по государственным и муниципальным школам, например, суд вообще не констатировал какую-либо проблему и, по сути, отказался оценивать соответствие поправок к Закону об образовании даже к статье 112-й Конституции — о праве на образование. Не говоря уж о правах нацменьшинств. В нашем случае суд все же признал, что оспариваемые нормы ограничивают основные права и свободы наших детей. Но при этом, как указали в суде, ограничение этих прав (которые гарантированы Конституцией!) можно оправдать некими исключительными обстоятельствами. А именно: суд указал, что есть легитимная цель — защита демократического строя и прав других граждан Латвии» — рассказал Джибути, добавив, что последний тезис будет оспорен активистами в Европейском суде по правам человека.
Сейм Латвии 22 марта 2018 года в окончательном чтении принял поправки к закону об образовании и к закону о всеобщем образовании, предусматривающие, что с 2019/2020 учебного года начнется постепенный переход к обучению на латышском языке на этапе средней школы в школах нацменьшинств. Полный перевод на обучение на латышском языке завершится 1 сентября 2021 года.
Фото: Pixabay