Гостем программы «Выбор» на радио Baltkom, в рамках которой обсуждалась тема наркотической зависимости, стала врач психотерапевт и нарколог Велга Судраба. Она рассказала о том, могут ли специалисты на 100% гарантировать результат выздоровления зависимого пациента, заместительной метадоновой и героиновой программах, а также о том, как каннабис может спровоцировать шизофрению.
Об отсутствии чувств: простые радости обесцениваются для наркомана
Об этом говорят почти все. Наркоманы теряют очень много дофамина, серотонина и норадреналина. Они теряют очень важные нейромедиаторы, которые нужны для образования эмоций. Первое время выздоравливающие наркоманы не могут ничего чувствовать, но потом это возвращается. При употреблении химических веществ очень быстро возникает зависимость, и человек употребляет уже не для кайфа, а просто для того, чтобы жить.
Организм наркомана блокирует выработку эндорфинов
Наркотик максимально уменьшает количество эндорфинов в организме человека. Так устроено – если мы что-то получаем снаружи, особенно, если речь идет о таких биологически активных веществах как эндорфины, энкефалины, то организм, получая их извне за счет наркотика, перестает вырабатывать их самостоятельно.
Когда всего мало: как заполнить пустоту? :
Даже когда наркоман выздоравливает, ему всего бывает мало. Как у ребенка, если есть сотни игрушек, в магазине он попросит еще одну. Нередко люди хотят заполнить пустоту внутри внешним фактором, например, материальными радостями, но это невозможно. Нужно заполнять внутреннюю пустоту любовью. Психотерапия может в этом помочь.
Когда зависимый находится на дне
Зависимый оказывается на дне, когда ощущает свое бессилие перед препаратом. Иногда говорят, что человек достиг дна, когда он теряет работу, семью и здоровье. Но, на самом деле, дно зависимого – это осознание того, что так больше невыносимо. Это признание своего бессилия.
О гарантиях: могут ли специалисты обещать 100% результат?
Это совместная работа и совместные усилия. Если кто-то из специалистов дает гарантию результата, я даже не знаю на чем она основана. Со своей стороны я как специалист могут дать гарантию того, что я буду делать свою работу максимально качественно, пациент может гарантировать свое желание работать с зависимостью. Но, если клиники дают 100% результат успеха, это должно насторожить. Строитель может дать гарантию на свою работу, но человек устроен намного сложнее, чем штукатурка.
Наркотическая зависимость – биопсихосоциальное заболевание
Я работаю, используя психодинамическую психотерапию и некоторые когнитивные техники, направленные на мышление и поведение пациента. Если использовать только медикаменты при лечении, значит лечение направлено только на биологическую часть, я работаю на психосоциальную часть заболевания. Только медикаментозное лечение помогает в редких случаях.
О кодировании от наркомании
Я считаю, что человек заслужил лучшей помощи, чем кодирование. Если вшивать ампулу в организм зависимого, этот медикамент вызывает неприятные ощущения при употреблении химических веществ. На кодирование под гипнозом или с помощью электричества, я смотрю как на обман, потому что нельзя закодировать какой-то код и взлезть в мозг человека, так как голова – это не компьютер. Легко кодировать внушаемых людей, которые верят в гороскопы или предсказания. Но взрослый человек должен понимать, что он сам творит свое будущее.
О метадоновой программе: замена одной зависимости на другую?
Метадон – это заместитель героина. Человек не может победить зависимость, ему назначают метадон как альтернативу. Метадоновая программа снижает риск заражения ВИЧ-инфекцией, а также помогает восстановить социальные связи. Наркоман дозированно получает медикамент, который поддерживает его. Метадон — это опиатный препарат, только он более контролируемый и чистый, чем героин.
Можно ли вылечиться с помощью метадоновой программы?
Методоновая программа создана для того, чтобы человек смог лечиться дальше. Это не является лечением зависимости, все должно быть в комплексе – биологическое, психическое и социальное.
Возможна ли передозировка от метадона?
Передозировка невозможна, потому что дозу назначают. Конечно, если пациенту доверяют, и он живет далеко, и не может приезжать ежедневно, ему дают сразу две или три порции дозы, если он употребит все сразу, могут быть последствия. Метадон также есть на черном рынке, тогда передозировка возможна.
О героиновой заместительной программе
Программа работает путем регулярного назначения героина взамен употребляемого наркоманом наркотика. Она также не лечит, но контролируемое употребление дает зависимому проходить терапию и социально адаптироваться.
Каннабис провоцирует шизофрению: о классификации на «легкие» и «тяжелые» наркотики
Никто не начинает сразу с героина, начинают с легких или даже легальных наркотиков. Например, начинают с сигарет и алкоголя, потом употребляют «травку», потом переходят на амфетамин или героин. Это то, с чем мне приходилось работать. У «травки» и галлюциногенов очень выраженный амотивационный синдром, то есть человек становится овощем. Очень много есть исследований, в которых указывается, что каннабис провоцирует заболевание шизофрении.
Отметим, что программа «Выбор» будет выходить на радио Baltkom каждую среду, после 15.00. В рамках программы врачи-специалисты отвечают на вопросы слушателей, а гости рассказывают свои истории борьбы с алкогольной, наркотической и игровой зависимостью. Предыдущий выпуск программы также был посвящен зависимости от наркомании. Гостем программы стал наркоман, который спустя 10 лет отказался от употребления химических веществ.
Фото: ©depositphotos.com/VitalikRadko