Сегодня в кинотеатрах Латвии начинается показ документальной картины «Мой отец, шпион», которая рассказывает о холодной войне.
Латвийский режиссер Гинтс Грубе со своим эстонским коллегой Яксом Килмисом представят историю студентки Рижского университета Иевы, которая в 1978 году уехала в Нью-Йорк, где ее дипломат-отец Имантс Лешинскис работал в ООН в составе советской делегации.
Иева погружается в неизведанный мир шпионских игр с участием своего отца, оказавшегося двойном агентом, и вынуждена принять непростое решение — выдать своего отца и вернуться в СССР или же навсегда остаться в США, забыв о своей матери и своей родине.
Фильм выходит на экраны в Латвии 5 сентября – именно в этот день 1978 года радио «Голос Америки» официально сообщило, что советский дипломат Имант Лешинскис с семьей сбежал в Америку.
Как рассказал в эфире радио Baltkom Грубе, в создании картины принимало участие общественное телевидении Германии, Литвы и Финляндии.
«Если ты хочешь сейчас создать большой документальный фильм, и твоя страна в эти дни не празднует столетие, то финансирование найти очень трудно. Все наши фильмы – документальные или игровые – совместная продукция нескольких стран. Это нормальный опыт. Работали очень ответственные редакторы вместе с нами. LTV тоже подключилось, но уже в конце процесса, когда был готов конечный монтаж», — рассказал режиссер.
Грубе основывал фильм на воспоминаниях и дневниковых записях дочери Иманта Лешинскиса Иевы Лешински-Гейбере. В 2017 году под ее редакцией вышла книга «Между двумя мирами. Годы в услужении и другие истории». В ней собраны и публикации отца, и список и переводы многих документов.
«Мне понадобилось время, чтобы привыкнуть к мысли, что отец сотрудничает с КГБ, а когда я это приняла, я узнала, что он на самом деле двойной агент. Думаю, никому не было бы легко узнать такое про своих близких. Я не ехала в США с мыслью остаться там жить, но ситуация была такова – или мне нужно было предать отца и отречься от него, оставшись на советской стороне, или избежать этого предательства, но тогда предать мать», — рассказывает Иева.
Отец Иевы в своих трудах назвал по имени других латвийских агентов КГБ, их имена были опубликованы в уже упоминавшейся книге, когда «мешки ЧК» еще не были полностью открыты.
«После того, как мешки открыли, я с огромным облегчением констатировала, что отец не солгал ни про одного человека, все, о ком он говорил, либо там есть, либо были на таких высоких постах, что их там нет по другим причинам», — вспоминает дочь.
В создании документального фильма приняли участие и свидетели, бывшие сотрудники ФСБ и ЦРУ, а также агенты КГБ, эксперты по истории спецслужб.