Российский и литовский театральный режиссер Кама Гинкас стал гостем программы «Абонент доступен» на радио Baltkom. В рамках интервью была затронута тема массового уничтожения нацистами европейских евреев в годы Второй мировой войны. Ответив на несколько вопросов радиослушателей и ведущих программы, режиссер заявил, что говорить на тему холокоста ему надоело.
«Каждая нация пытается вычеркнуть позорные и преступные страницы из своего истории. Я сейчас не буду говорить про литовцев, которые считали своим долгом уничтожать жидов. То же самое делали латыши, эстонцы, украинцы и поляки. Так получилось, что немцы у себя держали концлагеря, а расстреливали в других местах. Я еврей. Я с болью вынужден признавать черные страницы моей национальной истории, кто был среди чекистов при Сталине? Евреи. Руководителями некоторых концлагерей были евреи. Так как я еврей, то имею право говорить про свою нацию. Бог сказал о нас, что мы жестовидная нация, уперлась в какую-то идею и прет, хотя жизнь показывает, что можно свернуть уже», — сказал он.
По мнению Гинкаса, сейчас в России лица кавказской национальности подвергаются дискриминации.
«Христианство родилось из иудаизма, евреи не хотели идти за христианами. Естественно, это был конфликт, перешедший в то, что еврея Христа предали и распяли. С этого все началось. В Испании и Португалии евреев хотели крестить, иногда они крестились, но тихо праздновали субботу. Зря мы уткнулись в евреев. Это острая тема и касается и меня, если хотите. В Китае найдут своих евреев. В Москве сейчас еврей не есть враг. Кавказец есть враг, азиат. Потому что он другой, потому что он занимает место, потому что он подметает мне улицу, морда противная и плохо говорит по-русски, и в такси не знает дороги, а водит машину. Это очень понятная психология – она естественная и человеческая», — отметил режиссер.
Позже Гинкас не без эмоций заявил, что рассуждать о холокосте ему надоело, и попросил журналистов сменить тему.
«И последнее что я скажу на эту тему, давайте закончим с ней – надоело! Мы частично животные, а животные привыкли отмечать свои территории. Человек такой же, он делает границы. Мы создаем границы в религиях, культурах и языках. В дни моего детства одна улица дралась с другой. Мы их били, а они били нас. Причем камнями», — подчеркнул режиссер.
Отметим, что в шестинедельном возрасте вместе с родителями Гинкас был заключён в Каунасское гетто. Через полтора года семье Камы Гинкаса удалось бежать из гетто, скрываясь у знакомой литовской семьи до освобождения города. По признанию режиссера, это спасение было чудом.
Фото: Flickr/Alexej Potupin