Разное представление о дате 9 мая в Латвии и в России объясняется различной исторической памятью в латвийском обществе, считает доктор исторических наук, ведущий сотрудник Института истории Латвии, глава Центра исследований политики Восточной Европы Айнарс Лерхис.
В эфире радио Baltkom, посвященном неофициально отмечаемому в Латвии дню памяти легионеров 16 марта, историк подчеркнул, что для России 9 мая — это праздник, а для латышей — начало оккупации тоталитарным режимом.
«Для России освобождение от нацсткой Германии было естественным процессом, так как Германия напала на Советский Союз, и задачей СССР было выгнать врага со своей территории, что и было сделано ценой больших жертв. И если СССР считал, что он освобождает советскую Прибалтику, так как Эстония, Латвия, Литва присоединились добровольно, то для местных жителей это была оккупация двумя тоталитарными режимами. Сразу после оккупации и присоединения к СССР в Латвии начинались репрессии — это был сталинский режим. Нацистская Германия также проводила депортации, использовала свою пропаганду, заявляла, что будет освобождать от большевизма и выступать за свободу Латвии. Конечно, нацистская Германия не планировала независимости Латвии», — сказал Лерхис.
По словам историка, для балтийских стран этот процесс означал лишь смену оккупационных режимов и потерю независимости.
«В балтийских странах другая историческая память — это два оккупационных режима и тоталитарные власти, которые сменили друг друга. Ситуация осложнилась, когда в 1945 году латвийское государство потеряло независимость. Здесь остались представители бывшего СССР, тогда как местным жителям пришлось приспосабливаться. Поэтому получается, что Советский Союз был страной, уничтожившей независимость Латвии. В этом смысле Германия не была могильщиком Латвии, так как она оккупировала оккупанта», — заметил Лерхис.
При этом историк подчеркнул, что исторически разумные люди не отрецают вклад антигитлеровской коалиции и России в разгром нацистской Германии.