Не такой, как все
В школьные годы у меня был знакомый, который называл себя сатанистом. Он был, в общем, приятным и неглупым парнем по имени Вова. У него были черные длинные волосы, обтягивающие джинсы, на шее он носил пентограмму, играл на гитаре в рок-группе и много говорил о смерти. У него была подружка - местная секс-бомба, блондинка с грудью четвертого, а может, даже пятого размера. При этом было очевидно, что Вова, поклоняясь Люциферу, не спешит в его царство - для него это было своего рода развлечением. Однако его брутальная внешность, загадочность и отстраненность вдохновляли многие неокрепшие умы.
Это было в середине 90-х годов. Я только начинал работать в маленькой молодежной газете и попросил Вову дать мне интервью. Образ «слуги Дьявола» казался чертовски привлекательным или, как говорят сейчас, медийным.
О чем мы говорили в тот день, я, по большей части, уже не помню, там был какой-то подростковый бред про секс на кладбище и принесенных в жертву Сатане голубях. Но один фрагмент этого разговора сохранился у меня в памяти очень четко.
Индивидуальный подход
Расследование «Новой газеты» о «группах смерти» в социальной сети «Вконтакте», создатели которых целенаправленно и методично доводят своих членов, преимущественно подросткового возраста, до самоубийства, вызвало большой общественный резонанс в России. О подобных виртуальных сообществах говорили и раньше, но больше в интернет-чатах. Эта тема не казалась общественно значимой, поскольку никто не подозревал об ее истинном масштабе.
Сколько именно детей покончили с собой под руководством таинственных кураторов из «групп смерти», наверное, точно никто не скажет, но журналисты «Новой газеты» считают, что их больше сотни. И с каждым ребенком-самоубийцей работали по индивидуальной программе - убеждая в том, что он избранный, не такой, как все остальные, и, совершив самоубийство, возвысится над толпой.
Собственно, сайтов, посвященных самоубийствам, в интернете великое множество, от исключительно «информационных», где рассказывается о добровольном уходе из жизни великих исторических персонажей и звезд шоу-бизнеса, до практических, где подробно описываются способы суицида.
Также в интернете время от времени можно нарваться на призывы «сделать это», но серьезной опасности они, по мнению экспертов, не представляют, а скорее, даже пугают потенциальных самоубийц своей прямолинейностью.
Группы, о которых написала «Новая газета», действуют совершенно по иным принципам - они доводят подростка до самоубийства постепенно, осуществляя пошаговую манипуляцию. Ребенка сначала вовлекают в группу, а затем шаг за шагом подменяют его представления и ценности, готовя к добровольному уходу из жизни. Сначала рассказывают о том, как тяжела жизнь и прекрасна смерть, затем убеждают, что совершить самоубийство могут только избранные, особенные люди. Потом попавших на «крючок» детей заставляют делать «домашние задания»: предлагают, например, порезать вены на руке и прислать фотографию с изображением. В противном случае ребенка обещают выгнать из группы, что многими воспринимается как изгнание из Рая.
«Эта одна из немногих тем, которая меня ставит в тупик», - говорит известный латвийский психиатр Ариэль Резник-Мартов.
По понедельникам мы с ним ведем программу «Диагноз недели» на радио Baltkom. В этот раз мы решили рассмотреть тему, поднятую «Новой газетой». В Латвии подобных сообществ выявлено не было, но аудитория активно подключилась к обсуждению проблемы: телефонные линии раскалились.
Полностью текст можно прочитать на портале novayagazeta.ee.