
Читайте нас также
В Латвии сложилась интересная ситуация: правительство существует отдельно от партий, которые его составляют, премьер доведена до отчаяния. Все это вызвано невозможностью прийти к консенсусу в вопросе приема беженцев. Решающую точку в этом вопросе мог бы поставить президент Раймонд Вейонис. Такое мнение в экспресс-интервью радио Baltkom высказала профессор Рижского университета им. П.Страдиня, экс-спикер Сейма Илга Крейтусе.
**-Удастся ли на ваш взгляд коалиции договорится по вопросу приема беженцев до 22 сентября?**
-Насчет коалиции трудно сказать, поскольку в парламенте фракции до сих пор не смогли договориться. Сегодня такая ситуация, что коалиция работает само по себе, а правительство – само по себе. Насколько я понимаю, премьер уже договорилась с отдельными министрами – Мелбарде и Рейзниеце-Озолой, что они будут голосовать за прием беженцев, то есть за позицию «Единства». Мы сможем сейчас увидеть, насколько сильно правительство, потому что сейчас Кабинет министров работает в отрыве от партий, из которых создан сам Кабмин.
Это серьезная проверка для премьера, и выглядит так, что она доведена в этой ситуации до определенной степени отчаяния. Она постоянно говорит о том, что нас Европа заставит, мы должны принять беженцев… То есть, она больше считается с тем, что говорит Европа, признавая определенную безвыходность положения, в котором ей принять решение и отстоять свою позицию, которую ей предлагает большая часть коалиции, невозможно. Она идет с позицией «Единства», надеясь, по-моему, на то, что все равно эти партии из правительства не выйдут и как-нибудь проглотят это. В крайнем случае, поменяют министров, а коациция сохранится в прежнем виде.
**-Какое значение в таком случае имеет голосование правительства, если в итоге, как заявила Страуюма, независимо от позиции Латвии в ЕС дополнительный прием беженцев будет обязательным мероприятием?**
-Это игра в демократию. Вместо того, чтобы работать и создавать физически возможности принять беженцев. Надо заниматься практическими вопросами - где разместить, ни что делать, даже кто продукты будут поставлять такому количеству людей…
У нас и сейчас идет политический и теоретический спор вместо того, чтобы людям объяснить, что Латвия находится в Евросоюзе, это не ситуация вседозволенности, и сейчас по принципу – если ты в семье, ты должен играть по правилам семьи. А если тебе не нравится, мы найдем способ, как тебя прищучить. Это людям надо объяснять, разъяснять, что здесь не работает принцип вето, не требуется консенсус.

Для премьера голосование в правительстве – это просто возможность сохранить лицо и должность. Но поддержки нет со стороны правительства. Так что ситуация очень интересная. Это как всегда, в Латвии немножко все по-другому, чем во всем остальном мире. Мы чем-то всегда должны отличаться.
**-Считаете вы возможным отставку правительства Лаймдоты Страуюмы, если в итоге коалиции не удастся сформировать национальную позицию по вопросу принятия беженцев?**
-Я считаю возможным уход Лаймдоты Страуюмы. А коалиция останется прежней. Нет такой политической ситуации, чтобы, например, «Согласие» вошло в правительство. Я допускаю, что могут поменяться некоторые министры. Сегодня я не вижу возможности, чтобы наш президент создавал другую коалицию. Я не слышала от него таких заявлений, хотя в его власти назвать нового премьера и высказать мнение, кто может создавать правительство.
**-Какой вы видите роль президента Латвии в решении этого вопроса?**
-Я думаю, он должен был выступить определяющей силой, и его решение должны учитывать те политические силы, которые его избрали. Для него это первая серьезная проверка, насколько он готов включиться в решение не только внутренних (как баскетбол или концерт «Prāta vētra»), но уже международных вопросов.
В свое время Вайра Вике-Фрейберга доказала, что мнение президента, если это четкое, жесткое мнение, может серьезно повлиять на внутреннюю ситуацию в государстве, на установки партий. Если это сейчас не так, возникает вопрос – насколько серьезно партии относятся к президенту. Насколько его личность может повлиять на то, что в Латвии происходит. Если он персона № 1 в государстве, то его мнение должно быть таким, которое может повлиять на развитие государства…
Как уже сообщалось, Латвии придется определиться со своей позицией по дополнительному приему беженцев раньше, чем планировалось - до 22 сентября, а не до 8 октября. Об этом заявила Латвийскому радио премьер-министр Лаймдота Страуюма («Единство»). Вчера вечером она получила из Брюсселя сообщение о том, что предусмотренное 8 октября совещание министров внутренних дел перенесено на 22 сентября, и к этой дате Латвия должна утвердить свою позицию по беженцам.









































































