
Читайте нас также
Сегодня в Латвии невозможно повторение сценария 17 июня 1940 года, когда в стране появились советские войска, поскольку как армия, так и народ Латвии, в случае возникновения угрозы, встали бы на защиту своей независимости. Об этом в прямом эфире радио Baltkom заявили историки Валдис Кузьмин и Каспар Зеллис.

По мнению историка Латвийского военного музея Валдиса Кузьмина, в отличие от 1940 года, когда президент Карлис Улманис призвал народ радушно принимать русских военных, сегодня и военные, и обычные люди проявили бы неповиновение подобному призыву.
«Если бы повторилась ситуация июня 1940 года, я верю, что очень многие офицеры и солдаты сегодняшних Национальных вооруженных сил Латвии не подчинились бы лично, не как боевое подразделение, а лично. Армия уже другая, есть Земессардзе. Ну как можно Земессардзе сказать: «Оставайтесь на своих местах»? Они уже и так на своих местах. Ситуация уже другая. Интуиция мне подсказывает, что такого, как в 1940 году, уже не повторится», - сказал Кузьмин.

С ним согласен и историк, исследователь Института философии и социологии ЛУ Каспар Зеллис.
«Я согласен с тем, что такая ситуация не может повториться. Мы уже поняли, что несопротивление обходится дороже, чем сопротивление», - говорит исследователь.

Латвийские историки также сошлись во мнении, что 17 июня 1940 года началась оккупация страны Советским Союзом, несмотря на то, что этому не предшествовали никакие акты сопротивления местного населения и властей.
Валдис Кузьмин пояснил, что оккупация может осуществляться в разных формах.
«Само отсутствие или присутствие боевых действий как таковых, не является причиной признания факта оккупации. Основополагающим фактором является контроль территории – контролируют ли эту территорию вооруженные силы другой страны», - отмечает историк Латвийского военного музея.
Исследователь Каспар Зеллис добавил, что тот факт, что власти, и, в том числе, Карлис Улманис дружелюбно встречали советские войска, создавал с 1940 году непонимание ситуации у простого народа.
«Увы, наши власти не выразили своего протеста и отношения к этому акту, и это сегодня создает для нас большие проблемы. Я думаю, если бы в тот момент Карлис Улманис сказал, что к нам идут враги, это вызвало бы сопротивление, поскольку эти очаги сопротивления создавались уже в начале 1941 года», - сказал Зеллис.
Кузьмин, в свою очередь, отметил, что, в случае сопротивления, латвийская армия смогла бы продержаться три дня.
В понедельник в Латвии вспоминают события 17 июня 1940 года, официально считающийся началом советской оккупации. В этом году со дня оккупации исполняется 75 лет.











































































