
Читайте нас также
Одной из 54 погибших во время трагедии в Золитуде была 62-летняя Валентина Троицкая. Корреспонденты MIX TV встретились с ее мужем Вячеславом Михайловичем, который уже 3 года как вследствие катаракты потерял зрение и для которого Валентина Михайловна была и любимой женой, и «связной» с миром, который отнесся к этой семье слишком жестоко.
Троицкие познакомились в 1975 году в доме отдыха «Цирулиши» – их комнаты оказались рядом. Понравились друг другу сразу. Вячеслав Михайлович тогда служил судовым медиком и после отдыха должен был отправиться в очередной рейс в Заполярье. Перед рейсом сделал Валентине Михайловне предложение, а по возвращении сыграли свадьбу – в знаменитом в те времена ресторане «Астория» в Центральном универмаге. Через год после свадьбы у Троицких родилась дочь, через семь лет – сын.
5 декабря 2013 года Вячеслав Михайлович с супругой должны были отметить 38 лет совместной жизни, но 21 ноября Валентина Михайловна зашла за продуктами в «Максиму»…
«Мне досталась очень-очень хорошая жена, - говорит Вячеслав Михайлович. - Доброжелательная, сердечная, всегда готовая прийти на помощь. И очень терпеливая и терпимая. Она умела спокойно, без раздражения и недовольства, относиться к любым слабостям человеческим.
После того, как я потерял зрение, Валя помогала мне в том, чего я уже не мог делать сам, - читала вслух, гуляла со мной, делал все, чтобы я испытывал минимальный дискомфорт».

**Как начался тот день, 21 ноября, в вашей семье?**
«Все было, как всегда.. Валя раньше работала на ВЭФе контролером готовой продукции, а после выхода на пенсию присматривала за соседскими детьми. Вот и в тот день она пошла забрать шестилетнего Мишу из садика, а потом отвести в торгово-культурный центр «XO», что рядом с «Максимой», на курсы подготовки для первоклассников.
Занятия начинались около 6 часов вечера и длились около двух часов. Валя в это время обычно ходила в «Максиму» за продуктами, заносила их домой, пила чай и шла обратно за Мишей, чтобы отвести его домой. Зашла она, видимо, что-то купить и в тот день. Зашла - и не вышла.
Когда Валя ушла, я смотрел, вернее - слушал телевизор, потом позвонил в Резекне шурину, поговорили. Где-то около семи часов вечера повонил сын, голос встревоженный: «Папа, где мама?» Я сказал, что Валя пошла Мишу отводить. «А ты слышал, что у вас «Максима» обвалилась? Мама могла быть там?» Я спросил, во сколько это случилось. Сын ответил, что около четырех. Я говорю: «Нет, в это время мама еще была дома». Через несколько минут Женя перезвонил: «Знаешь, папа, это произошло около шести». И тогда я понял, что Валя может быть там.
Я стал набирать номер жены. Гудки шли, но никто не отвечал. Примчался сын на такси, съездил к Мишиной маме – узнать, нет ли Вали там. Но ее не было. Мы звонили на Валин мобильник по очереди, но снова слышали только гудки. В этот время мы оба уже понимали, что Валя – в рухнувшем магазине.
Приехала дочка, они с сыном провели возле «Максимы» всю ночь. Утром я снова набрал Валин номер. И мне неожиданно ответил мужской голос. «Это телефон моей жены. Кто говорит?» – спросил я. И услышал: «Это врач. К сожалению, я должен вам сообщить, что ваша жена погибла».
Вот так. В одно мгновение. Ни войны, ни природных катаклизмов. Просто человек зашел в ловушку - и всё…»
**Кто, на ваш взгляд, виноват в этой трагедии?**
Моя жена и еще 53 человека попали с ловушку, созданную корыстью и безответственностью. Каждый внес свой «вклад» в ее создание. Проектировщики, согласившиеся на ненадежный проект, который заранее был опасен. Люди, которые строили сад на крыше. Они, видимо, либо обладали недостаточной квалификацией, либо были полностью безответственны…

За эту трагедию должны ответить все – и проектировщики, и строители, и эксплутационники. Все должны извлечь урок, который предотвратил бы подобное».

**Какое наказание, вы считаете, было бы для виновных адекватным?**
Жизни людей они, конечно, вернуть не могут. Но они должны компенсировать те трудности, которые возникли в семьях погибших. Кто-то лишился родителей, вот я лишился жены, мои дети – мамы, внук – бабушки… Они должны заплатить компенсацию, и эта компенсация не должна быть маленькой, чтобы просто отмахнуться. Она должна быть достаточно значительной. Для того, чтобы виновники трагедии поняли, сколько стоит их собственная корысть.
**Вы от кого-то получали какие-то деньги после трагедии?**
«Только от организации ziedot.lv. Еще мне оказывается помощь через социальный отдел министерства благосостояния, но я считаю, что ее тоже должны оплачивать виновники трагедии. Всем, кто в ней нуждается».
**Помощники много времени проводят у вас?**
«Они приходят приготовить, убрать – делают то, что я не в состоянии сделать сам. Хожу вместе с ними в ближайший магазин за продуктами. Им назначено каждый день по 2 часа, но обычно они все делают быстрее. «Где вытереть? Что сварить?» – и до свидания. Про остальное говорят: «Это в наши обязанности не входит. А общения мне после смерти жены не хватает больше всего. Для меня даже сейчас с вами говорить – радость».
**Прошел год с тех пор, как Валентины Михайловны нет с вами. Утихла ли боль хоть чуть-чуть?**
«Когда я потерял жену, к психологам не обращался, решил справиться самостоятельно. После флота я учился в Ленинградском институте нейрологии и сексологии, работал в Бассейновой поликлинике сексологом, потом, выйдя на пенсию, помогал как психолог людям, попавшим в тяжелые ситуации. 8-9 человек с подобными проблемами «вытянул», Вале помог, когда она незадолго до трагедии потеряла сначала мать, потом - сестру, а потом и отца.
Изменить ситуацию мы не можем, но можем изменить свое отношение к ней. Я постарался принять все, как есть. И понять, что нужно жить дальше.
Если кто-то из родных погибших чувствует, что трагедия до сих пор оказывает на него влияние, звоните. Договоримся, встретимся. Я обязательно смогу помочь. Я в этом уверен.
Да и те, кому интересно было бы просто со мной поговорить, пусть тоже звонят».
**Вы не хотите переехать к детям?**
«Дочка предлагала, но я все-таки считаю, что у детей своя жизнь, и не хочу быть обузой для них. Я хочу быть на своей территории и жить, как мы жили с Валей».
_P.S. Телефон Вячеслава Михайловича Троицкого можно узнать в редакции MixNews.lv, написав на мейл karina@mixnews.lv._










































































