
Читайте нас также
Латвия и Эстония, где проживает большой процент русскоязычного населения, не могут чувствовать себя в безопасности, пока у власти в России находится Владимир Путин. Такое мнение в интервью радио Baltkom высказал ведущий научный сотрудник Европейского совета по международным делам Эндрю Уилсон.
**Как бы Вы охарактеризовали ситуацию, которая сейчас складывается на Украине? Что поменялось за последние несколько месяцев?**
Одним из самых значительных изменений, произошедших за это лето, стало повышение эффективности вооруженных сил Украины. Новые патриотично настроенные новобранцы показали, что могут сражаться лучше и оказывать сопротивление пророссийко-настроенной стороне. Изначально было видно, что у украинцев мало шансов одержать победу. Поэтому Россия предприняла попытку расколоть территорию и, таким образом, изменить суть самого конфликта.
**Какую роль, по-Вашему, в этом конфликте должна сыграть Россия?**
Если и есть какое-то решение, то оно заключается, прежде всего, в том, чтобы Россия перестала поддерживать своих сепаратистов. Россия должна прекратить предъявлять требования, которые подрывают суверенитет Украинского государства, как, например, отказ в праве страны принимать свои собственные решения по внешней политике, или создание в Донбассе независимого государства внутри самой Украины. Есть, конечно, золотая середина – можно признать за Донбассом большую степень автономии, но сложно найти эту золотую середину, когда обе стороны конфликта, по сути, ведут войну.
**Какой статус, по-Вашему, должен быть у самопровозглашенных Луганской и Донецкой республик?**
Люди говорят о конституционных договоренностях, без понимания того, что бы произошло на самом деле в случае признания за областями независимости. Еще до того, как все произошло, Украина уже была асимметричной страной – Крым уже на тот момент имел право считаться автономной республикой внутри Украины. С точки зрения развития событий в дальнейшем, это именно тот статус, которым должен будет обладать Донбасс. Регион должен будет стать некой отдельной областью, оставаясь, при этом, частью Украины – вряд ли со своей собственной внешней политикой, но все же с правом на язык, культуру и экономическое развитие.
**В связи с событиями, которые произошли в Крыму, а позднее и на востоке Украины, можно ли ожидать развитие подобного сюжета в странах Балтии и других регионах Восточной Европы?**
Что ж, использует ли Путин вновь тактику манипуляций, применяемую сейчас Россией? Она уже применяет подобную стратегию в попытке использовать местное население стран с целью достижения собственных интересов. В наибольшей степени, это угрожает Латвии и Эстонии, ведь Россия делает вид, что особенно заинтересованна в том, чтобы у населения было право на язык, и использует это население, чтобы подорвать местные центры правления.
**Почему Вы сказали, что именно Латвия и Эстония находиться под угрозой?**
Простая демография, большое количество представителей национальных меньшинств. И если Эстония все же больше преуспела с интеграцией русских и русско-говорящих меньшинств, то в Латвии, например, до сих пор российский бизнес занимает значительное пространство. Так что, Латвия, скорее всего, сталкивается с наибольшей проблемой.

**Стоит ли балтийским странам волноваться по поводу, как некоторые считают, возрастающей российской угрозы?**
Скорее всего уже не будет повторения тех же действий, что мы уже видели на Украине, ведь и ситуации совершенно разные – Украина была в определенном вакууме с точки зрения безопасности, она не была частью НАТО или частью других договоров по безопасности. С Латвией всё зависит от того, работают ли на практике те договоры, которые подписаны и Латвией и обеспечат ли они стране защиту.
**Как Евросоюз и Соединенные Штаты могли бы помочь решению конфликта? Или это дело России?**
Во-первых, это очень сложный процесс – сейчас уже осуществлены санкции, которые достаточно эффективны и заставят Россию подумать дважды перед принятием какого-либо решения в дальнейшем будущем. Если государственные корпорации и банки не могут получить финансирование, это, естественно, создает проблемы.
Во-вторых, Запад должен более серьезно отстаивать суверенитет Украины, вместо того, чтобы пытаться договориться с Россией без участия Украины.
И, в-третьих, Запад должен приложить больше усилий, чтобы сделать из Украины историю успеха. Нельзя отвергать реформы из-за того, что происходит война. Иначе, реформы никогда не произойдут и Украина останется слабым государством. Украина должны стать историей внутреннего успеха, иначе Россия получит то, чего она хотела.
**А как насчет ответных санкций со стороны России?**
Действия России только ухудшили положение вещей в самой стране. Представители московского среднего класса, которые были недовольны системой еще в 2011-12 годах, как и те, что предстали патриотами весной этого года, теперь не могут получать удовольствие от французского сыра или путешествовать. В далеком будущем, эти люди могут вести себя довольно беспокойно.
К тому же, российские сторонники не очень рады оказаться втянутыми в торговую войну, особенно Белоруссия и Казахстан. Наверно, России следовало бы посоветовать принять санкции и не реагировать на них, хотя, конечно, по политическим соображениям, это было невозможно. Но ели речь зайдет о торговой войне, Запад выиграет.
**Есть ли шанс разрешить это противостояние между Западом и Востоком, что позволило бы ослабить санкции?**
Да, ситуация постоянно меняется, но я не думаю, что на данный момент у Запада верная стратегия. Да, есть санкции адресованные России, но Украина находиться под давлением, вынуждающим ее на принятие «плохого мира», чтобы оказаться в ситуации, в которой она навсегда зарекомендует себя как слабое недееспособное государство и будет отказана в праве отвоевать свои территории.
**Какое будущее, по-вашему, ожидает Украину и остальной мир в случае, если не будет достигнуто взаимопонимание между сторонами конфликта?**
Если у переговоров между сторонами не будет никакого положительного исхода, то мы заглядываем в худший из возможных миров. И Украина, и Россия будут экономически ослаблены, и оба государства будут мобилизированы в противостоянии друг другу.
Мысль о том, какие последствия повлечет за собой подобное развитие событий, по-настоящему пугает.









































































