Официальная Латвия, постепенно выходя из кризиса, все больше говорит о расширении экспорта. Экспортировать мы готовы все – финансовые услуги, продовольствие, лес, туризм, а теперь и… спорт.
Экспорт спорта – звучит экзотически. Однако. Оказалось, что экспортерами такого, скажем, продукта, мы оказались поневоле. Все дело в том, что Латвия, будучи морской страной, не отправила на проходящие ныне в Лондоне Олимпийские игры своих яхтсменов, и поэтому готовила спортсменов иностранных.
Почему так получилось? А проблемы те же, что и в других областях – денег на яхтсменов не хватает.
«У нас, как вы знаете, не очень хорошая ситуация в стране. Получается, что очень талантливые и сильные спортсмены ищут работу и, при этом, бросают парусный спорт», — отметил тренер по парусному спорту Мадар Алвикис.
Однако Олимпийский комитет указывает на недостаточный профессионализм наших тренеров и спортсменов.
«Никто от Латвии не смог квалифицироваться. Есть определенные условия, выдвинутые Международной федерацией парусного спорта, чтобы определить, какие спортсмены могут участвовать в Играх. Наша спортсменка не смогла квалифицироваться на Олимпийские Игры. Дело не в финансировании, а в спортсменах. Нет и соответствующих тренеров. Этот вопрос должна решить Латвийская федерация парусного спорта», — сказал глава Латвийского олимпийского комитета Алдон Врублевский.
Эксперты, однако, не торопятся винить наших тренеров и спортсменов. Но при этом отмечают, что существует проблема возрастной паузы – старики уже ушли из спорта, а молодежь не доросла.
«У нас есть перерыв возраста. Бывшие молодые себя показали, а следующее поколение еще не готово. А во-вторых, конечно, денег не дают», — указал совладелец яхт-клуба Auda Виктор Тихонов.
_Виктор Тихонов_
Между прочим, в финансовом плане хоть какую-то помощь парусному спорту оказывает Рижская Дума. При этом самоуправление старается даже оплатить участие в Играх олимпийцев из Риги.
«Мы помогаем тем рижским спортсменам, которые включены в состав латвийской олимпийской сборной. В том числе и таким спортсменам, как Крис Страуме и Алексей Румянцев. Мы производим софинансирование, чтобы они могли отправиться на европейские и мировые состязания», — сообщила глава Управления по делам молодежи и спорта Рижской Думы Дина Виксна.
Министерство образования при этом ничего не может сделать – только порекомендовать Латвийской федерации парусного спорта направить деньги на парусный спорт. Федерация же сама уже решает куда направить.
«Этот вид спорта очень красивый, зрелищный. Мы бы хотели это все развивать. Очень много детей тренируются в парусном спорте и мы надеемся, что федерации удастся это развить», — подчеркнула глава Департамента по делам молодежи и спорта МОН Улрина Ауниня.
В федерации же утверждают, мол денег настолько мало, что ни о какой тренировке яхтсменов для Олимпийских игр и речи быть не может.
«Никто из латвийских яхтсменов не прошел отбор на Олимпийские игры. У нас есть спортсмены, но они не были так хорошо подготовлены, чтобы попасть на Игры. Нет достаточного финансирования, чтобы мы могли пройти необходимую программу. Какие суммы дает МОН, сколько стоят услуги тренера, чтобы подготавливать олимпийского чемпиона – в ведомстве не сказали? Тренер стоит 400 долларов или евро в день, у нас таких денег нет. Может времена поменяются — тогда подумаем», — заявил президент Латвийской федерации парусного спорта Ансис Дале.
Впрочем, счастливый случай помог Латвии стать страной-экспортером спорта и косвенно принять участие в Олимпийских играх этого года в турнире по парусному спорту.
«Я уехал на регату в Черногорию, там же находился президент Федерации парусного порта Республики Кыргызстан Владимир Кирик. Он рассказал, что их спортсмен попал на Олимпиаду в Лондон. По рекомендациям ряда капитанов и Международной федерации парусного спорта Кирик отправил спортсмена тренироваться в Латвию», — пояснил совладелец яхтклуба Auda Янис Паулс.
_Янис Паулс_
Собственно, в экспорте спорта у Латвии есть целый ряд преимуществ.
«Это не является сюрпризом, это закономерность. У нас всегда были очень сильны парусники и тактики. Мы знаем русский язык. Если бы он поехал, к примеру, в Хорватию, сомневаюсь, что с ним бы кто-нибудь работал так на 100%», — добавил тренер Мадар Алвикис.
Сам спортсмен из Кыргызстана, зовут его Илья Игнатьев, вообще раньше и не слыхал о том, что в Латвии ходят под парусом.
«Меня сюда отправили. Я даже не знал, что в Латвии есть парусный спорт. Я участвую в мировых состязаниях, видео и спортсменов из Австралии, и из Англии, а из Латвии еще ни разу не видел», — сказал Игнатьев.
_Илья Игнатьев_
Киргизский спортсмен обещал вернуться еще, не только ради тренировок, но и чтобы отдохнуть. Он также готов и помочь латвийской демографии.
«Я уже задумался искать в Латвии жену. Посмотрим!» – подчеркнул спортсмен.
Таким образом, на этих Олимпийских Играх Латвии придется болеть за Кыргызстан. Впрочем, по мнению тренеров, Илья Игнатьев в полной мере сможет себя проявить только через 4 года, на следующих Играх.
_Фото: Марис Морканс_