Латвийское общество разделено не только по языку общения, но и по отношению к историческим событиям, в том числе, ко Второй мировой войне. Согласно стереотипу, для части латышей русские отождествляются с именем Сталина. В интервью радио Baltkom политолог Андрис Спрудс отметил, что нет единой исторической правды, есть разные взгляды на одно и то же событие.
По его словам, сейчас можно наблюдать такое явление, как «демократизация истории».
«История не авторитарна, в ней нет одной единственно верной правды», — сказал политолог, подчеркнув, что сталинский период был одинаково тяжел для всех – и латышей, и русских, гибли миллионы людей. Однако отношение к определенным событиям у всех разное.
«С чем ассоциируется у жителей Латвии имя Сталина? С депортациями и оккупацией. Но в то же время, для россиян имя Сталина ассоциируется с победой во 2-й мировой войне. Однако, для Латвии эта «победа» стала оккупацией, а не освобождением», — говорит эксперт. — «Освобождение – это когда войска приходят, затем уходят».
По мнению политолога, если даже в России процесс десталинизации идет трудно и медленно, то можно ли требовать от латышей легко забыть национальную трагедию, связанную с именем Сталина. Между тем, Андрис Спрудс уверен, что стараться понять друг друга представителям крупнейших национальных общин просто необходимо.