В своей речи 4-го мая, в День провозглашения Декларации о независимости Латвии, спикер Сейма Солвита Аболтиня указала: «Люди, несмотря на экономический кризис, массированную предреферендумную демагогию и попытки превратить референдум по госязыку в референдум экономического самосознания, выразили однозначную поддержку нашей стране и латышскому языку». По мнению политолога Ивара Иябса, спикер не имела ввиду, что остальные, кто поддерживал идею референдума – это нелюди. Как он рассказал в интервью радиостанции Baltkom это попросту такое восприятие мира у латышских партий – референдум они считают покушением на государство.
«Таким образом спикер в очередной раз подчеркнула наличие этнического деления и приоритет этнической темы над политической темой в Латвии. Это довольно честное высказывание, и фактом является то, что русскоязычная часть населения воспринимает его неоднозначно. Но я думаю, что это был осознанный поступок. Как говорил персонаж в «12 стульях» о том, почему у него три пальца: он так воспринимает мир. И она так воспринимает мир – она и большинство политиков из «Единства», из Партии реформ и нацобъединения», — отметил Иябс.
Иябс добавил, что Аболтиня, зачитывая эту речь, понимала, что ее услышит и русскоязычная часть граждан, но для спикера их мнение не имеет значение.
«Может, Аболтиня и знает, что ее высказывание будут читать русскоязычные граждане Латвии, в том числе и те, кто на референдуме подписался за два госязыка. Однако проблема состоит в том, что ей это абсолютно по барабану, так как это не ее электорат. «Единство» как партия никогда серьезно не пыталось говорить с русскоязычными. И Аболтине совершенно неинтересно, что об этом думает эта часть нашего общества», — заявил Иябс.
Она спокойно может позволить себе подобные высказывания и не задумываться о политических последствиях, считает Иябс. «Это как раз и является самой главной проблемой в стране – партии говорят только со своим электоратом», — рассказал Иябс.
Иябс считает, что Аболтиня только усиливает разделение в латвийском обществе, выделяя только определенную его часть.