Латвия в 40-е годы прошлого столетия сделала инстинктивный выбор, однако именно он помог этой стране остаться той Латвией, которая до сих пор способна быть государствообразующей страной. Об этом в программе «Прямая речь» на радио Baltkom 93,9 сказал председатель правления Института современного развития (ИНСОР), историк, соавтор книги «Черновики будущего» Игорь Юргенс
В 40-е годы у Латвии было два выбора — встать на сторону Германии или стать союзником СССР. Президент страны Карлис Улманис в 1939 году поехал к Иосифу Сталину, где сделал свой выбор. «СССР выбрала Латвия, это был осознанный выбор латвийской верхушки. Улманис сам приехал к Сталину, выбрав между двумя тоталитарными режимами — меньшее из зол», — сказал Юргенс, написавший книгу вместе с латвийким политиком Янисом Урбановичем и публицистом Юрисом Пайдерсом.
На вопрос была ли оккупация Латвии, Юргенс заявил, что нет общемирового признания оккупации. Однако с моральной точки зрения, оккупация была, признал историк. «С точки зрения обычной латышской семьи, безусловно, оккупация была. Пришли чужие, навязали свой быт, начали диктовать, как жить и что делать. Но, подчеркиваю, это был осознанный выбор власти — Улманис прекрасно осознавал, что ждет страну», — пояснил председатель ИНСОР.
«Латвия хочет, чтобы Россия признала оккупацию. Это был бы символический жест. Вот канцлер Германии в свое время приехал в Израиль и поклонился жертвам нацисткой Германии. Но это была проигравшая страна. Заставить признать оккупацию страну-победительницу — это невозможно. Москва никогда не поймет этих требований. Сломать нацию ради дружбы с Латвией — ну это смешно», — сказал соавтор книги «Черновики будущего».
Тем не менее, эксперт заметил, что для русских дружить с латышами проще, чем латышам с русскими. По его словам, Латвия, Рига, Юрмала всегда были для СССР привилегированным местом. «Латвия всегда опережала СССР. Однако латыши считают иначе, им лучше быть последними в Европе, чем первыми в СССР. Но давайте смотреть на историю объективно, а не так, как нам хотелось бы», — подытожил Игорь Юргенс.