Он пришел к нам в редакцию прямо с репетиции и после беседы сразу же умчался обратно в театр. Ничего удивительного — в театре сейчас напряженное время. Скоро премьера оперы «Адриана Лекуврер» Франческо Чилеа. И без главного дирижера Латвийской Национальной опере и балету никак не обойтись.
Мартыньш Озолиньш на этом посту уже 10 лет. Он харизматичен и многогранен, управляет симфоническим оркестром и востребован не только на родине, но и в известных зарубежных театрах. Главный дирижер ЛНО, безусловно, в курсе всего, что происходит в оперном мире. И о этом он нам рассказал:
«Действительно, время у нас напряженное. Идут последние репетиции перед премьерой «Адрианы Лекуврер», которую ставит превосходный режиссер Венсан Бусар, который лет пять назад поставил «Диалоги кармелиток». С ним очень интересно работать.
Сейчас в оперном мире особенное время. После пандемии многие выдающиеся солисты покидают сцену и нужно думать о том, кто продолжит все это после них.
Уже ощущается некоторый вакуум солистов в оперном мире. И единственная возможность это изменить — смотреть в будущее на молодых, перспективных, талантливых музыкантов. А они есть. За последние два года в Латвии много чего интересного происходило – вспомним, например, Пласидо Доминго и престижный конкурс вокалистов Operalia, а также отборочный тур 41-го Международного конкурса вокалистов им. Х.Г. Бельведера в Дзинтари, где традиционно выступают молодые певцы из Балтии,открываются новые таланты.
Гала-концерт будущих звезд
«Еще одно событие. 29 июня в к/з «Дзинтари» состоится 29 международный Гала-концерт International Opera Stars, где будут участвовать молодые оперные певцы из разных стран в сопровождении симфонического оркестра ЛНО. Это будущие звезды, которые через несколько лет будут блистать на самых знаменитых оперных сценах.
Я надеюсь, что наши любители оперы не пропустят это событие. Концертное исполнение в сравнении со спектаклем — это что-то особенное. В спектакле есть костюмы, какой-то образ. Зато на концертах ясно видно, как солисты, певцы работают с публикой.
Уверен, что этот Гала-концерт будет удивительный. Это ведь лето, Дзинтари, «open air» – все на открытом воздухе. Сама обстановка уже вносит креативные вещи. Приедут солисты из Германии, Италии, Литвы — много интересных голосов. Для меня как дирижера особенно важна работа с молодежью, они открыты разным находкам, подсказкам, идеям. И сами часто приходят с крейзи-идеями. Мы отлично сотрудничаем, вместе ищем лучший результат для каждого из них.
Все певцы — молодые перспективные стипендиаты Лихтенштейнского Фонда SIAA-foundation. Этот благотворительный проект называется «Sic itur ad astra (SIAA)-foundation» («Так идут к звездам!»). Его цель — поиск и поддержка молодых ярких оперных талантов и их «раскрутка». И это шанс для наших латвийских певцов тоже.
Программы солисты нам уже прислали, все согласовано. Зрители услышат популярную оперную классику, разных времен. Это известные арии из произведений Верди, Моцарта, Беллини, Россини, Бизе, Доницетти, Пуччини, Штрауса и других классиков мировой оперы. Концерт будет красивым, как карнавал.
Мы ждем публику, которая любит оперу, ищет новые имена. Через несколько лет многих этих солистов можно будет увидеть только за очень большие деньги в La Skala или Metropolitan Opera».
О молодых и перспективных
«У певцов молодой не всегда означает – молодой по возрасту. Особенно это касается мужских голосов, которые созревают попозже. У девушек голоса созревают немножко по-другому. Начинают они обычно с лирического репертуара, потом уже переходят на другой.
У нас много талантливых солистов. В новой постановке поет Дайнис Калначс, интересный тенор. Он закончил Музыкальную академию, дебютировал у нас в «Дон Жуане». Таких теноров мы всегда ждем. Хочу отметить Эдгара Ошлея, он поет в Праге, но, к счастью, мы все чаще слышим его и в нашей Опере.
Очень перспективная певица — Юлия Васильева. Она прекрасно себя проявляет, растет и месяц назад дебютировала в партии Абигайль в опере Верди «Набукко», а сейчас репетирует роль Адрианы Лекуврер. Большие перспективы мы связываем с Михаилом Чульпаевым. У него много прекрасных партий. Через год он будет петь в опере Доницетти «Любовный напиток».
Конечно, надо понимать, что опера — это искусство без границ. И те, кто достигает многого, начинают много гастролировать за границей, а мы все реже видим их в Латвии.Так что надо ловить момент.
В июне в Латвии традиционно пройдет Оперный фестиваль. Что мы увидим?
«Есть возможность посмотреть те спектакли, которые заново поставлены, значит будут премьеры. Но мы репертуарный театр. Например, сценографию для «Енуфы», оперы Яначека, физически невозможно построить и разобрать за один день. Нужно, минимум, три дня. И еще два дня для разборки. Значит, «Енуфу» можно увидеть как проект три раза в год, не чаще. Возможно, еще в августе и сентябре.
В первую неделю на фестивале можно посмотреть и балеты, премьеры которых были в этом сезоне. Приедут гости, солисты. Выступит Мурат Карахан, тенор, которого все очень любят. Он поет у нас Калафа в «Турандот». Также будет петь Эгил Силиньш. И рядом с ними — наши постоянные известные солисты», — рассказал главный дирижер.
Профессиональный секрет: с чего дирижер начинает работу над новой оперой
«Когда мы покупаем новую хорошую книгу, то ждем момента, чтобы открыть ее и наслаждаться. Мы не делаем это наспех или когда сильно устали после работы. Важно, чтобы это стало праздником. Так и партитура для меня – святая вещь. Это самое важное для дирижера. Как книгу, которую мы открываем и читаем, начиная с предисловия и вступления… Так же я читаю оперу. Во все надо вникнуть. За год до премьеры я уже перелистываю, смотрю, отмечаю нюансы».
У Мартиньша Озолиньша — четверо сыновей (от 8 до 27 лет). Удается ли ему находить баланс между музыкой и семьей?
«Если скажу «да» — это будет вранье (смеется). Но и «нет» не могу сказать. Это всегда компромисс. Людям которые живут в искусстве, особенно, если в семье есть еще кто-то творческий, найти баланс довольно сложно. Но мы с женой (Илзе Озолиня, концертмейстер ЛНО, — прим. ред.) нашли для себя какую-то модель. Когда у нее или у меня какие-то важные мероприятия, мы стараемся освободить друг друга и помогаем друг другу. Но, откровенно говоря, мне это нелегко. Потому что есть большая разница — работать с двумя-тремя людьми или с хором, оркестром, балетом. Иногда бывает, что перед премьерой работаешь 6 недель без выходных.
Важно ли для дирижера быть хорошим психологом
«Дирижер — всегда немножко психолог. Нравится или нет, но мы работаем с артистами, которые по своей сущности — эгоистичные люди. Это, кстати, относится не только к певцам и музыкантам, но и, конечно, к самим дирижерам тоже».
Кого можно назвать оперной дивой
«Я много думал об этом. Потому что Адриана Лекуврер по своей сути — это дива. Чтобы поставить этот спектакль, надо прежде всего понять, что главное в ней как в человеке, который живет иным образом и что ее отличает от других.
Словами это трудно объяснить. Мы можем понять это, если встречаем таких людей. Есть у нас, например, Инесса Галанте или Сонора Вайце. Они живут немножко иначе, немножко другой жизнью, стоят выше других — это как на гору подняться… И это не самое легкое, потому что время у нас очень коммерческое. Но они держат и хранят свою музу и свою суть».
Имея престижные предложения по работе в других странах, Озолиньш остался в Латвии. Почему?
«Я очень люблю свою семью. Семья здесь – значит и я здесь. У меня есть возможность в Латвии реализовать свои идеи. Кроме того, я очень много дирижирую за границей. Если меня неделю нет в календаре нашей оперы, значит я работаю в другом месте. Выходные бывают только летом и еще неделя зимой, когда я езжу кататься на лыжах.
И, конечно, я остался здесь, потому что люблю свою страну. Люблю наш театр — он уникальный. С одной стороны, нелегко работать. С другой — мы единственный оперный театр в стране, и, наверное, нам даны разные испытания, чтобы мы могли расти и достигать новых вершин».