Даже спустя более чем год после брутального вторжения России в Украину мир искусства не может прийти к единому мнению, является ли российская культура и ее представители оружием и «агентами влияния» или же культура не несет ответственности за преступную агрессию путинского режима, пишет Latvijas avīze.
Уже почти год российским артистам запрещено выступать и участвовать в международных культурных мероприятиях, спектаклях, фестивалях — это часть мирового ответа на путинское вторжение в Украину. Через несколько дней после начала войны российским национальным делегациям запретили участвовать в международных мероприятиях, от конкурса песни «Евровидение» до Каннского кинофестиваля, балету Большого театра было отказано в летнем концерте в лондонском Королевском оперном театре, прекращено сотрудничество с некоторыми артистами.
Выставка русского авангарда в амстердамском Эрмитаже, открытая в 2009 году, в настоящее время закрыта, хотя среди 500 экспонатов выставки есть работы всемирно известных Василия Кандинского и Казимира Малевича. С момента основания музея в 2009 году его руководство пыталось быть «политически нейтральным», однако «недавнее нападение России на Украину означает, что нейтралитет более несостоятелен», говорится в официальном заявлении музея.
И все же каждый раз задается очевидный вопрос — какое отношение российское вторжение Путина в Украину имеет к искусству? Каждый ли художник несет личную ответственность за политику Путина и зверства российской армии? На международной культурной арене можно услышать аргументы как за, так и против. С одной стороны, говорится о том, что у всех, в том числе и у художников, есть моральная обязанность противостоять войне.
Более того, публичные люди морально обязаны использовать возможности своего влияния ради добра. Однако есть и контраргументы: некоторые говорят о том, что увольнять только за российский паспорт, — это странный и недемократичный способ продемонстрировать поддержку Украине, а также напоминает репрессии России против своих артистов — политических оппонентов.