«Балтийская жемчужина» продолжает радовать киноманов звездными гостями. На фестиваль в Ригу приехал живой классик европейского кино, знаменитый британский режиссер Питер Гринуэй. Программа визита выдалась насыщенной: кроме пресс-конференции с латвийскими журналистами, он провел открытый мастер-класс на тему «Кино. Живопись. Эротика», а также представил зрителям свой новый фильм «Гольциус и пеликанья компания».
В свои 72 года мэтр выглядел безупречно, сыпал афоризмами и цитатами, охотно отвечал на самые каверзные вопросы. С ходу он оседлал любимого конька, объявив о смерти кинематографа в его классическом виде. «Кино умерло, и все, что мы видим на киноэкранах – это всего лишь иллюстрированные истории», — заявил Гринуэй. Смерть кино он предложил отпраздновать своим новым фильмом о Сергее Эйзенштейне. Кстати, и свой приезд в Ригу Питер Гринуэй совмещает с работой – его интересуют архитектурные шедевры югендстиля, созданные Михаилом Эйзенштейном, отцом «величайшего режиссера в мире». «Не смейте присваивать себе Эйзенштейна, — шутливо погрозил журналистам Гринуэй. – Он принадлежит всем!»
Незаметно от Эйзенштейна разговор перешел на современное российское кино.
«Мне приходилось работать с российскими актерами и актрисами на многих съемочных площадках и над многими большими проектами, в частности над циклом «Чемоданы Тульса Люпера», — поведал Гринуэй. — Мы снимали некоторые эпизоды в России, там были задействованы руские деньги, русские пейзажи и русские актеры, и это был прекрасный опыт. Но, к сожалению, должен заметить, что Россия, как и Восточная Европа, и может быть в том числе Латвия, досадным образом не увидели возможности дигитальной революции конца восьмидесятых, и предпочли вместо того, чтобы пойти вперед, вернуться в 50-е годы, чтобы просто копировать все, что производил Голливуд полвека назад. Я считаю это огромной ошибкой и упущенной возможностью».
Было видно, что к Голливуду у мэтра особое отношение. «Не будьте наивными, американское кино всегда было пропагандой капитализма!». А вот на вопрос о человеке, оказавшем наибольшее влияние на мышление людей двадцатого века, режиссер был предельно краток: «Сталин! Он все еще здесь, особенно в России, и это огромная трагедия». Назвав Сталина ужасным кинокритиком, Гринуэй, тем не менее, обратил внимание на тот факт, что завтраки у Сталина возможно спасли Сергея Эйзенштейна от расстрела или ссылки в Сибирь.
Еще более насыщенным и интересным был открытый мастер-класс Питера Гринуэя. Кинозал Splendid Palace едва смог вместить всех желающих прослушать двухчасовую лекцию о связи живописи и кино. Хотя в наушниках обеспечивался перевод на государственный язык, большинство аудитории предпочли слушать изысканную английскую речь знаменитого режиссера. В качестве иллюстративного материала на большом экране были показаны фрагменты фильмов, представляющих визуализацию шедевров Рембрандта, Веронезе и Да Винчи.