В Национальный художественный музей Латвии вернулась картина под названием «Святое семейство», пропавшая 20 лет назад, которую создал балтийский немец 19-го века Александр Гейбель. Как сообщает программа Nekā Personīga телеканала TV3, картину у себя прятал коллекционер, ранее задержанный по подозрению в торговле краденными предметами искусства.
И хотя музей и сообщил о возврате картины, пока не ясно, сможет ли он у себя ее оставить. У кражи картины срок давности прошел и торговец картинами теперь может считаться добросовестным владельцем.
Картина была украдена из ЛНХМ 12 июня 1992 года во время экспозиции, когда музей был открыт для посетителей.
Все эти годы музею было ничего не известно о ее судьбе. Полиции не удалось найти вора. Однако этой осенью картина появилась на художественном рынке, когда некий торговец картин отдал ее на оценку. Оценщица, в свою очередь, пригласила свою знакомую из Национального музея, которая и узнала пропавшую картину. Музей обратился в полицию, и полотно было возвращено в его коллекцию.
Музей обратился в полицию, и картину вернули музею. Теперь выяснилось, что картина сразу после кражи в 1992 году попала к одному из торговцев произведениями искусств — Якову Бородецкому. Это один из опытных торговцев картин еще с советских времен. В Вецриге у него когда-то была художественная галерея, но пару лет назад он ее прикрыл.
Последние годы Бородецкому не везло. Решением суда был выставлен его антиквариат из галереи в Вецриге, а другим решением суда он был вынужден оставить квартиру в Пардаугаве. В конце концов Рижский окружной суд решил, что Бородецкий должен отдать банку 220 000 латов. Возможно, нехватка средств и вынудила его продать картину Гейбеля за 20 000 латов.
Сейчас картина вернулась в музей, работники начали ее реставрировать. Однако нет гарантий, что «Святое семействоя» там останется: закон разрешает бывшему владельцу запросить ее назад.
Неделю назад полиция допросила Бородецкого, но пока он не запросил картину обратно. Семь лет назад этот торговец картинами уже задерживался при подозрении за скупку краденых картин: в его галерее в Вецриге кто-то заметил краденую картину, написанную акварелью. По месту жительства Бородецкого был проведет обыск, но осужден он не был.
Картина Гейбеля — не единственная кража за последние 20 лет. Из государственных музеев крадут регулярно, но в Национальный художественный музей до сих пор не вернули ни одну похищенную картину или скульптуру. Сейчас картины в музее охраняют сотрудницы и видеокамеры. Экспонаты не подключены к сигнализации, они не оценены и не застрахованы.
По мнению художника Гунтиса Белевича, не заботясь о безопасности картин, государство показывает презрительное отношение к своим ценностям искусства, поскольку «в Национальном музее ценностей — не на миллион, а на миллиард. Не давая оценку художественных работ, государство провоцирует теневой рынок».
Дополнительные меры безопасности картин музей обещает ввести после реконструкции, но начало работ затягивается. В свою очередь, Минкульт считает, что процент краж — очень невелик для вложения государственных средств в систему безопасности».