Теневая экономика в Латвии в 2022 году достигла почти 20% ВВП, согласно подсчетам профессора Шнайдера, которыми пользуются во всем мире.
Это на три процентных пункта больше, чем в среднем по Европе, но на два меньше, чем в Литве и Эстонии, пишет в своей публикации журнал «Ir».
Однако расчеты латвийских исследователей Арниса Сауки и Талиса Путниньша, произведенные по отличающейся методологии, показывают более масштабную «тень» — 26%.
К 2027 году правительство планирует сократить теневую экономику на один процентный пункт, что за четыре года даст бюджету дополнительные 252 млн евро.
Эксперты и представители отраслей, впрочем, называют эту цель скромной. В столь незначительном объеме теневая экономика сократилась бы и естественным путем, говорит исследователь Арнис Саука. К нему присоединяются представители организаций сферы здравоохранения, строительства и торговли. В отсутствии амбиций они уже упрекнули Минфин.
Министр Арвил Ашераденс называет дискуссию бесплодной, поскольку объем теневой экономики трудно измерить, важнее всего в реальности уменьшить зарплаты в конвертах.
Чтобы улучшить ситуацию, правительство планирует различные меры: использовать при госзакупках рейтинг налогоплательщика, ограничить оборот наличных денег при оплате труда сотрудников, развивать безналичный расчет.
Основной фокус в плане на том, чтобы хотя бы на четверть сократить объем зарплат в конвертах, пояснил министр финансов Ашераденс
В 2022 году предприниматели скрывали 25% от средней зарплаты, и это составляло почти половину всего объема теневой экономики.
О масштабе проблемы говорит и то, что официальные доходы 126 тыс. жителей за год не превышают 1000 евро.